ИСТОРИЯ БАСКУНЧАКА
Баскунчакская железная дорога.
Баскунчакская железная дорога была построена в 1881 году для вывоза соли от озера Баскунчак к реке Волге. Движение по Баскунчакской железной дороге производилось только во время навигации на реке Волге, причем во время высоких вод до пристани Мамай на реке Ахтубе, а в остальное время до пристани Владимировской на реке Владимировке. В продолжении навигации бывали перерывы связанные с недостатком грузов или с возможностью судоходства по реке Ахтуба. Вследствие этих перерывов движение на дороге производилось: в 1884 году — 183 дня, в 1885 году — 173 дня, в 1886 году — 157 дней, в 1887 году — 193 дня, в 1888 году — 214 дней.
Длина дороги составляла 72.023 версты или 76.344 км. из них 15.741 верст двухпутного участка. Дорога имела станции: Баскунчак, Кочевая, Солончак, Пристань Мамай, Владимировка, Ахтуба. Дорога имела 10 паровозов (7 серии Т с тендерами и 3 серии ТП без тендеров), 482 вагона (2 цистерны, 30 крытых, 50 платформ, 400 солевозных), 17 мостов, 9 водопропускных труб, 2 каменных паровозных сарая (Баскунчак площадью 368.8 м и Ахтуба площадью 750.5 м). Паровозы работающие на главной линии и озерных путях станции Баскунчак отапливались дровами, паровозы работающие на станции Владимировка и на перегоне Ахтуба — Владимировка отапливались нефтяными остатками. Водоснабжение паровозов осуществлялось по станциям: Баскунчак, Кочевая, Солончак и Ахтуба паровыми машинами и пульзомеирами, на станции Владимировка ручным насосом.
Доход на версту дороги составлял: в 1881 году — 2420.74 руб., в 1885 году — 1920.15 руб., в 1886 году — 1758.73 руб., в 1887 году — 2221.98 руб., в 1888 году — 2064.41 руб. Основным грузом дороги являлась соль и ее дорога перевезла в 1887 году 11025185 пудов или 180.6 тыс. тонн, в 1888 году 11861784 пуда или 194.3 тыс. тонн.
Начальником дороги в 1887-88 годах являлся инженер К. Яковлев. Весь штат управления дороги, включая прислуги составлял всего 11 человек.
Происшествия произошедшие на дороге 1887 год:
Травмирование мещанина Мыськова 60 лет по его собственной неосторожности (был прижат вагоном к забору). В результате травмы наступило увечье. На Мамайской пристани крестьянину Ивану Безрукову ушибло грудь буферами. Увечья не было.
Происшествия произошедшие на дороге 1888 год:
27 февраля, на северной озерной ветви путей станции Баскунчак во время сильного ветра размыло волнами рапы балластный слой на протяжении 527 саженей. В течении 5 дней, начиная с 15 апреля, рапою, от сильного прибойного ветра размыло балластный слой полотна дороги на расстоянии 122 саженей. Паровоз номер 13 по завершении сборки вагонов возвращался на станцию Баскунчак имея впереди 20 и позади 18 груженных солью вагонов. 5 вагонов сошли с рельсов, из которых три разбились.
Верхний Баскунчак
Станция расположена на 287 версте от станции Красный Кут, в Енотаевском уезде. Станция в 8 верстах от Баскунчакского соляного озера, на высоте 24.9 саженей над его уровнем. Здесь Астраханская линия пересекает Баскунчакскую железную дорогу. Местность, на которой расположена станция, была до постройки Астраханской линии совершенно пустынной. Теперь здесь целый городок, состоящий из 110 домов хорошей постройки, с населением около 1500 человек.
Бывшие здесь переносные пески закреплены растительными посадками и для снабжения станции водой устроены 4 артезианские колодца из которых вода добывается при помощи пневматического элеватора «Мамуть». При станции устроена солемолка на три постава, производительностью до 18 вагонов в сутки. Здесь коренное депо с паровозным зданием на 10 стойл и мастерские для малого ремонта паровозов.
Со станции отправляется в год 15 тысяч пассажиров, годовой грузооборот станции достигает 3 миллионов пудов (49.2 тыс. тонн); из которых приходится на отправление 1440 тысяч и на прибытие 1512 тысяч пудов. В отправлении преобладает соль и скот, в прибытии — хлебные продукты и разные предметы потребления.
В 1936 году поселок при станции получил статус городского типа. В годы Великой Отечественной войны станция приобрела важное значение. Имевшаяся железнодорожная линия бывшей солевозной Баскунчакской дороги от станции Верхний Баскунчак к Владимировской пристани была продлена до берега Волги, до станции Паромная. Делалось это одновременно с постройкой рокадной дороги по правому берегу Волги. В дальнейшем эта линия использовалась для подвоза к Волге войск, боеприпасов, вооружений, продовольствия. Во время Сталинградской битвы, станция Верхний Баскунчак стала важнейшим транспортным узлом. Фашисты интенсивно бомбили узел. Не всегда удавалось эффективно противостоять истребительной авиацией и заградительным огнем зенитных орудий бомбардировки — станционные пут и здания депо были сильно повреждены. Во время войны на территории поселка распологался военный госпиталь, а в 1943 году был открыт детский дом для детей-сирот, чьи родители погибли на фронте. После разгома гитлеровцев под Сталинградом вблизи озера был развернут трудовой лагерь для немецких военнопленных, который просуществовал вплоть до 1948 года.
В 1965 году на станции Верхний Баскунчак была основана путевая машинная станция. Основой для ПМС стал коллектив ремонтной колонны Верхнебаскунчакской дистанции пути, занятый на подъемочном и среднем ремонте пути. В начале 1980-х годов началось техническое укрепление базы ПМС — поступили укладочные козловые краны и моторные платформы. Тогда же ПМС перешла на выполнение капитального ремонта пути. Позднее ПМС было оснащено машинами ВПО-3000 (выправочно-подбивочно-отделочная) и ЩОМ-4 (щебнеочистительная машина).
В настоящее время планируется электрификация линии Волгоград — Верхний Баскунчак и далее на Аксарайскую. В связи с тем, что руководство РЖД всячески стремится сокращать расходы, под угрозой закрытия находится локомотивное депо. Некогда оно одним из первых на сети осваивало тепловозы, затем имело богатый опыт их эксплуатации в трудных климатических условиях, было базовым по ремонту, а теперь вот под угрозой закрытия…